Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Стандарт был принят в 2013 году, но в силу вступил с января 2016. Сам документ представляет собой требования к структуре образовательной программы, которую детский сад отныне составляет самостоятельно, к условиям реализации программы, а так же к результатам ее освоения воспитанниками.
Первый вопрос, который невольно возникает у родителей, что такое Стандарт, и зачем он нужен. В федеральном законе «Об образовании в РФ» дошкольное образование названо самоценным уровнем, в связи с чем возникла необходимость его стандартизации, для того, чтобы обеспечить равные стартовые возможности каждого ребенка для успешного обучения в школе.
«Основная задача ФГОСа — подравнять детские сады, привести образование к общему знаменателю, на основе единых принципов, требований и норм. Ключевая установка Стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка».
Главным принципом становится поддержка разнообразия детства, сохранение его самоценности и уникальности, в противовес представлению о том, что период дошкольного детства является подготовкой к обучению в школе. В связи с этим разработчики Стандарта обращают наше внимание на развитие в детском саду форм и методов работы, основанных на специфичных (характерных) для детей видах деятельности: прежде всего в форме игры, познавательской и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
ФГОС предлагает нам развивать ребенка в пяти образовательных областях:
Более того, Стандарт регламентирует виды деятельности, в которых может быть реализовано содержание указанных образовательных областей. Представим их наглядно:
Виды детской деятельности в детском саду по ФГОС ДО
ИГРОВАЯ деятельность включает в себя сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры, игры с правилами, подвижные, настольные и другие.
Игра — сквозной механизм детского развития.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность в детском саду направлена на развитие познавательного интереса, формирование элементарных исследовательских действий (умение познавать, исследовать, экспериментировать, добывать новые знания).
КОММУНИКАТИВНАЯ деятельность — повседневное общение, способствующее формированию у детей умения вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками, усвоению правил взаимодействия в группе и за ее пределами.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД — деятельность, направленная на развитие элементарных культурно-гигиенических и трудовых навыков. Это навыки культурного приема пищи, гигиены, труд в природе, на участке и в группе детского сада.
КОНСТРУИРОВАНИЕ из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, — эффективно способствует развитию мелкой моторики, конструктивных и изобразительных навыков, общения со сверстниками.
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — теперь выделено в отдельный вид деятельности, в процессе которой происходит знакомство детей с шедеврами народного творчества и мировой детской художественной литературы.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ деятельность — одно из любимых занятий в детском саду.
Ребята осваивают такие понятия, как цвет, композиция; учатся использовать и комбинировать разные изобразительные техники и материалы; а главное — творить и преображать мир!
МУЗЫКАЛЬНАЯ деятельность в детском саду представляет собой восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ деятельность — это не просто обеспечение оптимального двигательного режима в течение дня, но и форма активности, направленная на освоение разных видов ходьбы, бега, прыжков, метания, ловли, лазания и других основных движений.
«Разумеется, все эти виды деятельности очень сложно отделить друг на друга, и если вы побудете в группе детского сада хотя бы пол дня, то заметите, что содержание образования реализуется непрерывно, комплексно, а виды деятельности комбинируются и взаимопроникают друг в друга.
Возможно, по этой причине чиновники от образования так активно открещиваются от слова «занятие», заменив его в последней редакции Санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.1.3049-13) понятием «непрерывная непосредственно образовательная деятельность». Хотя, на самом деле, ничего предосудительного в слове «занятие» нет и быть не может, поскольку виды деятельности по большому счету и есть — занятия, ведь ребенок занят чем-то, что имеет цель, способы реализации и результат. И при этом не имеет значения, организована это деятельность педагогом или самостоятельная, идущая от интересов ребенка или группы детей.»
Поэтому педагогическим коллективом была разработана Основная образовательная программа, которая была принята Педагогическим советом и утверждена директором АНО. Наша программа разработана на основе ФГОС ДО и Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева.
Дополнительное образование осуществляется по программе «Ломоносовской школы» под редакцией Н.В. Володиной, Т.В. Сорокиной и т.д. и включает в себя: хореографию, английский язык, обучение грамоте, чтению, письму, коррекционные и развивающие занятия с логопедом и педагогом-психологом.