Образовательные стандарты



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Стандарт был принят в 2013 году, но в силу вступил с января 2016. Сам документ представляет собой требования к структуре образовательной программы, которую детский сад отныне составляет самостоятельно, к условиям реализации программы, а так же к результатам ее освоения воспитанниками.

Первый вопрос, который невольно возникает у родителей, что такое Стандарт, и зачем он нужен. В федеральном законе «Об образовании в РФ» дошкольное образование названо самоценным уровнем, в связи с чем возникла необходимость его стандартизации, для того, чтобы обеспечить равные стартовые возможности каждого ребенка для успешного обучения в школе.

«Основная задача ФГОСа — подравнять детские сады, привести образование к общему знаменателю, на основе единых принципов, требований и норм. Ключевая установка Стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка».

Главным принципом становится поддержка разнообразия детства, сохранение его самоценности и уникальности, в противовес представлению о том, что период дошкольного детства является подготовкой к обучению в школе. В связи с этим разработчики Стандарта обращают наше внимание на развитие в детском саду форм и методов работы, основанных на специфичных (характерных) для детей видах деятельности: прежде всего в форме игры, познавательской и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Приказ об утверждении ФГОС ДО

Более того, Стандарт регламентирует виды деятельности, в которых может быть реализовано содержание указанных образовательных областей. Представим их наглядно:

ИГРОВАЯ

ИГРОВАЯ деятельность включает в себя сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры, игры с правилами, подвижные, настольные и другие.

Игра — сквозной механизм детского развития.

photo_2023-11-17_17-03-47
photo_2023-11-17_17-04-12

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность в детском саду направлена на развитие познавательного интереса, формирование элементарных исследовательских действий (умение познавать, исследовать, экспериментировать, добывать новые знания)

КОММУНИКАТИВНАЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ деятельность — повседневное общение, способствующее формированию у детей умения вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками, усвоению правил взаимодействия в группе и за ее пределами.

photo_2023-11-17_17-23-14
photo_2023-11-17_17-18-07

САМООБСЛУЖИВАНИЕ И БЫТОВОЙ ТРУД

САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД — деятельность, направленная на развитие элементарных культурно-гигиенических и трудовых навыков. Это навыки культурного приема пищи, гигиены, труд в природе, на участке и в группе детского сада.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

КОНСТРУИРОВАНИЕ из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, — эффективно способствует развитию мелкой моторики, конструктивных и изобразительных навыков, общения со сверстниками.

vospr

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — теперь выделено в отдельный вид деятельности, в процессе которой происходит знакомство детей с шедеврами народного творчества и мировой детской художественной литературы.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ деятельность — одно из любимых занятий в детском саду.

Ребята осваивают такие понятия, как цвет, композиция; учатся использовать и комбинировать разные изобразительные техники и материалы; а главное — творить и преображать мир!

izo
photo_2023-11-17_17-20-43

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МУЗЫКАЛЬНАЯ деятельность в детском саду представляет собой   восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ деятельность — это не просто обеспечение оптимального двигательного режима в течение дня, но и форма активности, направленная на освоение разных видов ходьбы, бега, прыжков, метания, ловли, лазания и других основных движений.

«Разумеется, все эти виды деятельности очень сложно отделить друг на друга, и если вы побудете в группе детского сада хотя бы пол дня, то заметите, что содержание образования реализуется непрерывно, комплексно, а виды деятельности комбинируются и взаимопроникают друг в друга.

Поэтому в результате портрет старшего дошкольника выглядит следующим образом:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  • Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.